История успеха BMW. Как баварским заводам удалось стать лучшей маркой премиальных автомобилей?

История успеха автомобиля, покорившего весь мир — это про BMW. В Россия эта марка уже не первый год остается в первой пятерке самых популярных. Как удалось руководству немецкого концерна на протяжении более 100 лет сохранять первенство в технологиях, дизайне и надежности? Правда заключается в том, что этот путь не был ровным, случались и провалы и годы упадка. Секрет победителя заключается не в том, чтобы не падать, а в том раз за разом вставать и двигаться вперед.

Где хранится история БМВ

Центр мира для немецкой марки — город Мюнхен и его главная достопримечательность, музей компании BMW. Это не самое старое место в городе, но одно из самых привлекательных не только для праздных туристов, но и для бизнесменов, экономистов и специалистов в сфере производства автомобилей. Его часто посещают официальные организации с визитами для проведения переговоров и обсуждения условий взаимодействия.

Концерн продолжает заниматься сразу несколькими направлениями, разрабатывая автомобили, велосипеды и мотоциклы, а также двигатели. После нескольких глобальных поглощений БМВ владеет брендами Mini и Rolls-Royce. Концерн неизменно в тройке лидеров среди производителей премиальных авто, из года в год показывающих лучшие результаты по объемам продаж во всем мире.

Музей BMW

BMW и Мюнхен

Больше 70 лет назад производство BMW дало мощный импульс для развития города, превратило Мюнхен в центр технологического прогресса. Музей БМВ рассказывает не только об этом автомобильном брэнде, но и об истории автомобилей. Основа экспозиции — машины и мотоциклы марки разных лет выпуска.

Огромный автомобильный музей — жемчужина Мюнхена. Он построен в форме огромной крышки от бензобака, накрытой сверху эмблемой BMW. Местные жители относятся к автогиганту по-дружески и ласково называют его «суповой миской». Среди экспонатов — ничего лишнего, только то, что говорит об основных этапах становления и развития компании:

  • авиационные двигатели, с которых началась история БМВ;
  • автомобили и мотоциклы;
  • кузова легендарных концепт-каров;
  • увенчанные призами болиды, прошедшие испытание трассами Формулы 1.

Рассказать о своей истории руководство решило в начале 70-х годов прошлого века. Музей BMW был открыт в 1972 году. Практически одновременно завершилось и строительство штаб-квартиры компании. Это был подарок городу от промышленников к Олимпиаде 1972 года. Резиденция компании сама по себе является прорывом в строительных технологиях. Она представляет собой многократно увеличенный в масштабе четырехцилиндровый двигатель, высотой в 22 этажа, как бы парящий над своим основанием.

Самые яркие экспонаты

Музей BMW сам по себе — уникальное явление. В 2008 году его площадь достигла 5000 квадратных метров — к нему пристроили еще один новый павильон. Он предназначен для размещения современных достижений компании, концептов и прообразов моделей, которые когда-нибудь, возможно, еще только будут выпускаться. Здание музея и штаб-квартиры автогиганта — самый большой из экспонатов, образец гения современных строителей.

Вход в музей устроен через Мир БМВ (BMW Welt). Это — витрина марки, элитный автосалон, построенный в начале нулевых по проекту дизайн-бюро Coop Himmelbau. В двадцать первом веке на первый план вышли компании, а не отдельные дизайнеры. Форма автосалона привязана к аббревиатуре BMW, точнее к ее последней букве. Первые две буквы уже построены ранее, это главный офис в форме цилиндра и сам музей компании.

Интересно: После завершения строительства автосалона весь комплекс в проекции сверху повторяет очертания букв BMW.

В самом низу группы зданий расположен особый отдел, посвященный собственно истории концерна. В этой части устроена интерактивная экспозиция. На специальном календаре активируется любой год из прошедшего века существования БМВ и показывается полный список событий и достижений за указанное время, фото- и видеоматериалы. Вход в музей устроен так, что посетители плавно поднимаются по спирали снизу вверх — к будущим, пока  еще фантастическим, технологиям.

Музей BMW

Легендарные автомобили и прототипы

Напомним, что в арсенале БМВ автомобили любых конструкций: обычные купе, благонравные родстеры, роскошные седаны. Среди них — диковинка, автомобиль Isetta, который принадлежит к купе особо малого класса. Его многие помнят по фотографиям в прессе — крошечная машинка в форме яйца, прообраз современных городских микро-венов.

Особенно много зрителей собирает витрина, где расположился шикарный родстер BMW M Roadster.

В отдельной витрине стремительными линиями и полированными до блеска боками сверкает BMW Z3. Это — разработка дочернего подразделения концерна, компании BMW Motorsport. Она начала работу в 1972 году, сосредоточившись на выпуске сверх-скоростных моделей и модифицированных автомобилей для автогонок. Большинство машин разрабатывались в единственном экземпляре.

Есть в экспозиции и совместное производство БМВ и Ламборжини — спорткар BMW M1, участвовавший в гонках с 1978 по 1981 годы. На выходе посетителей поражает оригинальная инсталляция. Множество металлических шариков, подвешенных в воздухе. Они двигаются, представляя собой кинетическую модель — символ BMW. Периодически они принимают форму кузова автомобиля…

С чего все начиналось

История компании БМВ начиналась с мечты о небе. В 1913 году два молодых инженера, Карл Рапп и Густав Отто (сын изобретателя двигателя внутреннего сгорания августа Отто), основали в Мюнхене почти одновременно две небольшие фирмы, которые должны были создавать моторы для самолетов. Напомним, что первый полет состоялся всего на 10 лет раньше, в 1903. Темпы развития науки и техники были гораздо медленнее и самолетостроение все еще оставалось Terra Incognita — неизвестная земля.

А еще через год грянула первая Мировая война. То, что для целых стран стало трагедией, для  талантливых изобретателей стало рывком к будущему. Воевавшее на Балканском, Западном, Восточном и Итальянском фронтах германское правительство нуждалось в новых моторах для авиации. Карл и Густав объединили усилия и стали производить авиационные двигатели.   Но они оказались плохими дельцами и очень быстро передали руководство компанией опытному промышленнику Францу Поппу. С ним развитие бизнеса пошло быстрее.

Франц-Йозеф Попп

Интересно: Первая волна успеха нового завода привела к образованию летом 1917 года названия Bayerische Motoren Werke AG, позже превратившегося в BMW.

Когда война завершилась, Германия была вынуждена подписать чрезвычайно невыгодный для нее Версальский мирный договор. Одним из его условий был запрет на производство авиа-моторов на территории страны. Многие промышленные производства стали приходить в упадок, однако находчивые конструкторы сумели переориентировать БМВ на выпуск мирной продукции.

Несмотря на жесткие ограничения, и авиация не была полностью забыта. По договоренности с СССР производились и поставлялись в молодую страну Советов двигатели для самолетов. Сочетание этих условий позволило компании остаться на плову в те годы, когда многие разорялись. Кроме этого, лицензия на изготовление тормозов по заказу железной дороги, полученная от компании Knorr-Bremse AG, позволила заводу полностью перейти на мирное производство.

Макс Фриц — создатель оппозитного двигателя BMW

Параллельно развивалось несколько направлений. Владельцы переманили к себе главного конструктора из компании Daimler — Макса Фрица. Он оказался настоящим гением по части моторов. В 1917 году под его началом удалось разработать авиационный двигатель BMW IIIa, на котором был установлен мировой рекорд. Летчик Франц Димер поднял аэроплан на моторе БМВ на высоту 9760 м. Современные пассажирские самолеты летают в коридоре от 9 до 12 тыс. метров, так что они опередили время почти на 100 лет!

Позже Макс Фриц сумел создать еще одну легенду. На основе неудачного мотора от мотоцикла Helios он разработал прообраз современных оппозитных двигателей — пятисоткубовый мотор, имевший мощность 8,5 л.с. Через несколько лет его начнут устанавливать на первый собственный мотоцикл BMW.

В эти годы была разработана узнаваемая по всему миру эмблема BMW. Круг, разбитый на четыре сектора — голубые и белые, символизирует пропеллер. Именно так выглядели вращавшиеся на фоне неба пропеллеры первых самолетов. Однако не зря БМВ до сих пор называют «баварским автомобилем», синий и белый — цвета флага земли Бавария.

Макс Фриц

Великая депрессия

В 20-е годы мир погрузился в экономический кризис, получивший название Великая Депрессия. В Германии зарплаты, полученной в обед, не хватало даже для оплаты ужина, настолько велика была инфляция. Летом 1923 года кризис достиг апогея — к ноябрю цены взлетели в 850 000 раз, а курс доллара — в 400 000! В оборот поступила купюра в 100 триллионов марок, она стоила 25 долларов. Хлеб покупали за миллиарды, масло — за триллионы.

В этой ситуации выигрывали те, у кого в руках оказались реальные материальные ценности, а не займы, облигации, марки. За несколько лет BMW многократно переходит из одних рук в другие, но не останавливает работу заводов. В 1920 году владельцем производства стала вагонная фабрика Gothaer Wagonfabrik. В этот период предпринимались попытки выпуска спортивных автомобилей с шестицилиндровыми моторами, но коммерческого успеха это начинание не имело.

Интересно: Продолжалась работа на авиамоторами. Аэроплан с двигателем БМВ первым совершил межконтинентальный перелет Европа-Персия в 1924 году. Затем последовали еще 5 рекордов гидросамолета с мотором BMW VI в 2916.

В начале 20-х компания перешла к берлинской фирме Knorr-Bremse, а в 1922 году марку БМВ перекупил австриец Камилло Кастильони. Он был сосредоточен на той части производства, которая занималась моторами и постарался оживить авиационное производство. Но немцам в то время гораздо больше были нужны легкие, быстрые и довольно дешевые мотоциклы.

Главный конструктор Макс Фриц заканчивает разработку R32. Премьера первого мотоцикла BMW происходит в 1923 году в Берлине, немного позже — международное представление в Париже. Однако мотоцикл получился довольно дорогим, поэтому в год продавалось не более 1000 единиц.

Первый мотоцикл БМВ

Первые автомобили BMW

В 1928 году владельцы BMW удачно выкупили автомобильный завод в Айзенахе. Это был дальновидный ход, так как вместе с производственными площадями они получили и право на выпуск автомобилей Dixi. В основу этой модели был положен британский Austin 7. Примечательно, что на заводе работал конвейер. Во всем мире второй был только у «Даймлер-Бенц», все остальные собирали машины по-старинке, почти кустарными методами.

Интересно: В 1928 году (сразу после покупки завода) выпустили 15 000 Dixi. Через год модель получила «семейное» название — BMW 3/15 DA-2.

Малолитражка Dixi — первая в ряду автомобилей БМВ. Коммерческий успех BMW обеспечила собственная, разработанная на этой основе модель 303 с мощным шестицилиндровым мотором. При объеме 1,3 он развивал мощность 30 л.с. Общий вес малолитражки достигал 820 кг, поэтому удалось достичь впечатляющей для того времени динамики.

Первая модель, разработанная на заводе, получила радиаторную решетку в виде вытянутых овалов. Ее форма с некоторыми изменениями сохранилась до наших дней.

Первый спорт-кар

Машина несколько раз дорабатывалась. Модель 328 стала первым спортивным автомобилем, разработанным компанией. На счету этой малышки множество призов за победу в гонках Mille Miglia (автогонка на выносливость),  британское RAC Rally, а также легендарной Le Mans 24. БМВ побеждали благодаря прогрессивным на фоне соперников четырехцилиндровым двигателем, электрическим стартерам и надежными тормозами.

Важно: BMW CSL по версии журналистов стал в 1999 одним из лидеров конкурса «Автомобиль века».

Среди нововведений в BMW 328 были несколько конструкторских решений, актуальных на протяжении почти полувека. Это облегченные алюминиевое шасси и прочная трубчатая рама,  сглаженные плавные линии корпуса и более совершенная камера сгорания мотора. Спорт-кар 328 считается первой моделью в линейке CSL (Coupe Sport Lightweight ), популярной и у современных покупателей.

Спорт-кар BMW 328

Первый кабриолет

BMW 327 — одна из наиболее долговечных моделей 30-х годов. Разработанный в 1937 году, он выпускался и успешно продавался вплоть до 1955. Покупателям предлагали два варианта кузова — стандартное купе и открытый кабриолет. Кабриолет оказался удобнее — его дверцы открылась так, как принято сейчас — назад. Дверцы купе открывались вперед и со временем стало ясно, что такая конструкция неудобна.

Интересно: Укороченная рама автомобиля имела деревянные части, на которые крепились детали кузова.

Изогнутые стекла изготавливать еще не научились, поэтому лобовое и заднее окна делали из двух частей, чтобы получить необходимый угол наклона. В 40-х годах прошлого века автомобили БМВ получили гидравлические тормоза. Мотор имел 6 цилиндров, два карбюратора Solex и оснащался двойной цепной передачей. Максимальная скорость модели — 125 км/час.

Военные годы

К 1939 году последствия кризиса удалось преодолеть, в Германии утвердился новый порядок. Компания BMW обрела стабильность. К этому времени был освоен выпуск нескольких моделей на базе 303 платформы:

  • 309 (кабриолет-седан);
  • 315 (экономичное купе);
  • 319 (седан с мотором 1,9 л);
  • 329 (четырехместный кабриолет).

С началом войны автомобильное производство пришлось приостановить по прямому приказу фюрера и перепрофилировать на выпуск авиационных моторов и мотоциклов. Франц Попп, неизменный глава компании все прошлые годы, покинул свой пост.

Это черная страница в истории компании. В годы войны на производстве для Люфтваффе (военно-воздушные силы Третьего рейха) работали пленные и заключенные концентрационных лагерей. Когда в 1945 году Советские войска заняли Бранденбургский промышленный район, сложилась крайне тяжелая ситуация для БМВ. Часть заводов оказалась разрушена, другую часть согласно плану американцев собирались сносить. Сохранился едва ли не единственный завод поблизости от Мюнхена.

Интересно: BMW несколько лет выпускали кастрюли, грабли, лопаты и ведра.

Руководство компании искало любые гражданские заказы, чтобы спасти компанию от полной ликвидации. В этот период концерн выпускал велосипеды, кастрюли, садовый инвентарь. Одновременно производители автомобилей занимались ремонтом и автосервисом — собирать что-то, тяжелее велосипедов им было запрещено.

Ограничения были сняты к началу 50-х годов и первым с возрожденных конвейеров завода сошел новый мотоцикл. Правда, еще несколько лет оставался запрет на выпуск техники с двигателями больше 250 см2. Только в 1952 году возобновилось автопроизводство. Разработанная около 10 лет назад модель 501 не соответствовала запросам покупателей, была технически несовершенна и требовала замены.

Однако старичок-тихоход 501 (скорость — до 135 км/час, меньше чем у прямых конкурентов Мерседес) внес свой вклад в развитие автомобильной промышленности. На нем впервые появились гнутые лобовые стекла и легкие сплавы для отдельных деталей корпуса. Несмотря на нововведения, продажи оказались такими низкими, что концерн очутился на грани полного разорения.

Восстановление производства

Учитывая то, что отлично продавались только мотоциклы БМВ, руководству компании пришлось срочно разрабатывать новую модель автомобиля. Конструкторское бюро быстро справилось с задачей и в 1952 году она поступила на рынок — BMW 502. Машина осталась в старом 501 кузове, то есть была лимузином. Несмотря на интересные обновления — мощный V-образный двигатель и дисковые тормоза, это был слишком дорогой вариант для обнищавшей после войны Европы.

Izetta BMW

Баварцы сконцентрировались на массовом потребителе и в 1955 году предложили уникальное решение — Isetta. Машина была рассчитана на водителя и одного пассажира, оснащалась мотоциклетным мотором 0,3 л и разгонялась всего до 80 км/час. Крошка оказалась дешевой и хорошо раскупалась. К ней можно было присоединить прицеп со спальным местом или багажником.

Интересно: Isetta — это гибрид автомобиля и мотоцикла с оригинальным расположением двери во фронтальной части кузова.

В этот момент BMW оказалась неспособна полностью отказаться от имперских стремлений и продолжала разрабатывать автомобили премиум-сегмента. В 1955 году покупателям предложили мощный BMW 503. Он получил 140-сильный мотор V8, благодаря чему мог разогнаться до 190 км/час. Машина экстра-класса стоила недоступно для большинства покупателей. Из-за низкого спроса выпустили минимальную партию — 412 BMW 503.

Через год появился Roadster 507, разгонявшийся уже до 220 км/час. Его дизайн придумал граф Альбрехт Гертц. Автомобиль оказался, поистине, графским — с конвейера сошли всего 252 штуки. Одну из низ купил король рок-н-ролла Элвис Пресли.

На грани банкротства

Несмотря на все попытки оживить производство и оригинальные разработки, к 1959 году концерн едва сводил концы с концами. Банкротство марки казалось настолько очевидным, что начали поступать предложения о покупке заводов конкурентами. Век крошечной Isetta оказался недолог, она быстро исчерпала свой запас покупательской привлекательности.

Важно: 9 декабря 1959 года собрание акционеров БМВ обсуждало вопрос о продаже контрольного пакета акций компании Daimler-Benz. Сделка не состоялась только благодаря протестам рабочих и мелких, но многочисленных акционеров концерна.

Один из акционеров — Герберт Квандт — решил увеличить свою долю и выкупить 30% акций. Это позволило компании получить отсрочку и выйти на рынок с концептуально новым автомобилем — BMW 700. Модель привлекала изящными очертаниями кузова, разработанного итальянцами из фирмы Michelotti. Мотор мощностью 30 л.с. обеспечивал разгон автомобиля только до 135 км/час, но этого оказалось вполне достаточно. Машина оказалась более удачной и хорошо раскупалась.

В 1961 году на счетах компании накопилось достаточно средств для создания BMW New Class 1500. Дизайн корпуса привлекал к себе внимание благодаря легендарному «изгибу Хофмайстера». Эта разработка используется до сих пор и заключается в скругленной форме задней стойки. Автомобиль получил довольно агрессивную внешность и ставшую классической для БМВ радиаторную решетку. Отличительная черта 1500 — стремительность, она разгонялась до сотни за 16,8 секунд, небывалый показатель для 60-х.

Почти одновременно начали выпуск BMW 3200 CS с двумя дверцами. Дизайн кузова предложила компания Bertone. Вскоре на машины баварцев начали устанавливать автоматическую трансмиссию и скорости перешагнули за отметку 200 км/час.

Редкие кадры хроники БМВ

Изобильные 70-е и Бэтмобиль

Популярные модели позволили компании пережить период застоя. В 70-х годах БМВ оказался очень плодовит на новые модели. Некоторые из них пользовались бешеной популярностью. Отдельные образцы коллекционерам удается найти в полностью рабочем состоянии. С 1972 по 78-й год свет увидели серии 3, 5, 6, 7. После 5 линейку спорт-каров разбавили комфортным седаном.

Разработкой новых серий занималось подразделение М. Новый BMW 3.0 CSL уже мог разгоняться до 100 км/час за 7,4 секунды (более, чем в два раза быстрее предшественника). Корпус авто значительно облегчили, использовав алюминий для дверей, багажника и капота. Вскоре новинку оснастили электронной системой впрыска, дополнительно сократив время разгона и увеличив «максималку» до 220 км/час.

Интересно: В 1974 серийный BMW 3.0 CSL стали оснащать турбонаддувом.

На базе 3.0 CSL выпускали спортивную модификацию с мотором  3,2 или 3,5 л. Благодаря мощности 340/430 л.с., яркой внешности и аэродинамическим пакетам их называли «Бэтмобиль». Машина не только стала настоящим героем второго плана в известном фильме. Она много раз побеждала на трассах чемпионатов класса «Туринг». Активный режим эксплуатации позволил испытать на этой модели ABS, полноценно примененную в 7 серии.

Суперкар для Бонда

Конструкторы БМВ сосредоточились над увеличением мощности, скорости и управляемости автомобиля. В 1986 с конвейера сошел BMW 750i. Любители погонять по общественным трассам тогда сильно возмущались тем, что набор скорости впервые искусственно ограничен до 250 км/час. Творческая мысль инженеров достигла небывалых высот. В массовое производство поступил продукт мозгового штурма — Z1. Еще до открытия продаж на него было сделано 5000 заказов.

Интересно: Z1 имеет трубчатую раму и облегченный сверх меры пластиковый кузов. Его дверцы не открываются, а хитроумным образом втягиваются в пороги.

Постепенно баварцы все больше расширяли ассортимент. В 1999 году они предложили неожиданное усовершенствование — соединили внедорожник и спортивный автомобиль. Получился BMW X5, ошеломивший своим появлением автосалоне в Детройте. При большом кузове машина получила высокий клиренс, систему ABS, постоянный привод на все 4 колеса, маневренность и хорошие скоростные характеристики. В 1995 году родстер Z3 «засветился» в очередном фильме бондианы «Золтой глаз». Это был новый способ продвижения — прообраз рекламы в интернете.

С этого момента компания стала официальным поставщиком автомобилей для агента 007. В ленте «Завтра не умрет никогда» Джеймс гоняется на мотоцикле БМВ и водит BMW 750iL. По сюжету автомобиль бронирован, укомплектован ракетами, а также дистанционным управлением. В реальности он изготавливался по спецзаказу и действительно был бронированным. В боевике «И целого мира мало» Бонд гоняет на родстере Z8, который был разработан уже в 2000-х.

BMW на сьемках фильма

BMW в XXI веке

Засветившийся в бондиане BMW Z8 выпускался с 2000 по 2003 годы. Это шикарный двухместный спорткар, нашедший себе место в гараж коллекционеров. Он считается одним из самых красивых и современных, несмотря на то, что в дизайне прослеживаются черты БМВ 507, так и не сумевшего стать в свое время спасительной новинкой для концерна.

Интересно: Z8 получил, кроме запоминающейся внешности, мотор 5 л мощностью 400 л.с., облегченный пластиковый кузов и 6-ступенчатую МКП Getrag.

В нулевых все больше внимания стали уделять не только безопасности, но и экологичности автотранспорта. Концерн, всегда быстро улавливавший и умевший задавать тренды развития, открыл специальное подразделение BMW i. Его специалисты заняты разработкой электрокаров и гибридных двигателей. В 2011 году покупателям были представлены внедорожник i3 и купе i8.

Хэтчбек BMW i3 выпускается серийно с 2013 года. Его электромотор имеет мощность 168 л.с. и разгоняет тяжелый внедорожник до 150 км/час. Есть модификация с гибридным двигателем 0,6 л, подзаряжающим электромотор.

«Мы готовы рассмотреть перспективу строительства собственного завода в России», — признается официальный представитель BMW Василий Мельников.

Кстати

Первый дилер BMW открыл свой офис в Москве в 1993 году. Это событие не отменило существовавшей тогда практики привозить подержанные БМВ из Европы. Через 4 года стартовала сборка «баварцев» на калининградском заводе «Автотор». Концерн имеет производства в Германии и 7 других странах мира.

Значимые даты в истории BMW

Год Событие Эффект
1917 Появление аббревиатуры BMW, Версальский договор Выпуск моторов для мотоциклов и самих мотоциклов
1928 Покупка завода  в Айзенахе Выпуск популярной малолитражки Dixi
1951 Выпущен первый  BMW 501 Машина стала прототипом для многих разработок
1954 BMW — чемпион мотогонок (с колясками) Первенство в гонках в течение 20 лет
1955 Возобновление работы BMW Triebwerk GmbH Переориентация на средний класс, выпуск малолитражки BMW Isetta.
1956 Разработка спортивных моделей 503 Модель не получила массового распространения
1959 Компания выставлена на продажу BMW 700 в кузове Michelotti стал первым массовым автомобилем марки
1975 Презентация серии 3 Стартовала разработка самых популярных серий
1993-1994 Выход концерна на международную арену Открыт филиал в Мексике и представительства в Москве и Пекине
1995 Презентация  BMW Z8 Автомобиль впервые проанонсирован в бондиане
1999 Запущен в серию  BMW X5 Серийное производство первого полноприводного внедорожника марки
2013 Презентованы  BMW i3 и гибрид i8 Стартовала эра перехода на новые виды топлива

 

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
idco.ru
1 Цепочка комментария
0 Ответы по цепочке
0 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
1 Авторы комментариев
  Подписаться  
новее старее большинство голосов
Уведомление о
Валерия Липкан

Молодцы, не стоят на месте